Про мотивацию в сложных ситуациях.

мотивация персоналаМы постоянно слышим, что нужно мотивировать персонал, чтобы он решал задачи.
Продавал, делал макеты, выдувал колбы, грузил песок.
Но делал это максимально эффективно.
То есть был мотивирован на результат.
И мы каждый день проводим планерки и накачиваем, накачиваем, накачиваем – надо, надо, надо.
И видим, что наше надо как то не сильно мотивирует.
И задумываемся а почему?
Может нужно еще сильнее мотивировать?

Ответ на этот вопрос дает закон Йеркса-Додсона.

Закон Йеркса-Додсона гласит о том, что наилучшие результаты достигаются при среднем уровне мотивации. То есть существует граница (оптимум мотивации), до которой мотивация растёт и после которой начинает снижаться. Визуально это можно представить в виде параболы.

мотивация персоналаФактически закон Йеркса-Додсона включает в себя два закона. Первый из них описан выше, а второй говорит о том, что чем выше сложность выполняемого задания, тем ниже оптимальный уровень мотивации, и наоборот: чем ниже сложность, тем сильнее оптимальная мотивация.

Ещё в 1908 году Йеркс и Додсон в ходе экспериментов выяснили, что при обучении животных проходить лабиринт наиболее эффективной является средняя степень мотивации (мотивация задавалась интенсивностью ударов током). Почему это происходит?

До достижения точки оптимума мотивация растёт по известным всем законам: чем сильнее необходимость в выполнении задачи, тем лучше мы с ней справляемся.

Но после достижения точки оптимума мы начинаем испытывать эмоциональное напряжение: волнуемся, напрягаемся, испытываем стресс. И, конечно же, ввиду этих обстоятельств наша производительность падает. Поэтому чем выше мотивация после точки оптимума, тем хуже мы справляемся с заданием.

А теперь посмотрите – не напоминают ли эти мыши ваших сотрудников?
Когда вы мордуете их по полной программе и не понимаете – а почему они ничего не делают?
Может стоит немного отпустить возжи и дать им определенную свободу в движении?

И посмотреть, а какой уровень задач у ваших сотрудников.
Если они делают массовые исходящие звонки по готовому скрипту – их стоит мотивировать по максимуму – простые задачи нуждаются в дополнительной мотивации. А если они готовят презентацию для «Газпрома» — то нет смысла подгонять и говорить о важности задачи – они и без вас это понимают и ваши увещевания вряд ли добавят им энергии для работы.

Вот так простые эксперименты на мышах помогли понять как нужно мотивировать своих сотрудников!